Сарафан как источник по изучению этнографии русских Удмуртии

Макшакова Алла Алексеевна, старший научный сотрудник БУК УР «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», магистрант. 

    

Сарафан как источник по изучению этнографии русских Удмуртии в коллекции Сарапульского историко - архитектурного и художественного музея-заповедника.

 

МБУК «Сарапульский историко - архитектурный и художественный музей-заповедник» – один из первых музеев Удмуртской Республики. 

С открытием в Сарапуле музея в 1909 году, определились его цели: «Музей имеет своей целью: охранение предметов местной старины, собрание и изучение сведений о местной природе, жителях, народном хозяйстве, истории, естественной истории и археологии восточной части Вятской губернии и Прикамья и, преследуя общеобразовательные задачи, знакомить население с местным краем, вообще, с памятниками старины и с произведениями изящных искусств». Следствием этих целей стало формирование коллекций, характеризующих уезд в этническом отношении. Среди материалов, дающих представление о материальной и духовной культуре населения уезда, появились предметы, ставшие основой русской этнографической коллекции музея. Первые поступления русских этнографических материалов датируются началом XX в., в том числе – предметы русского народного костюма [3.c.172].
         Собрание музея состоит из 21 коллекции общей численностью более 200 тысяч предметов.  Коллекция русских тканей самая многочисленная, составляет 198 предметов и содержит сарафаны, душегреи, юбки, рубахи, полотенца, половики, народные обрядовые повязки.  Предметы коллекции «Ткани» охватывают период ХIХ - ХХ вв. и позволяют проследить бытовые, культурные особенности разных народов, а также историю и эволюцию одежды[2].

В музее изучением народной одежды занимается Ратникова Оксана Павловна – заведующая отделом научно-просветительской деятельности и руководитель историко-краеведческого музея    МБУК «Сарапульский  историко - архитектурный и художественный музей-заповедник». Результат её  исследований по русской одежде представлен в статье  «Русская одежда в этнографическом собрании музея истории и культуры Среднего Прикамья» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Русские в Прикамье» в 2018 году.

Всего в коллекции группы «Ткани» находятся 15 сарафанов.

Сарафан – это женская одежда, надеваемая поверх рубахи, в виде высокой юбки на лямках или платья без рукавов с пришивным лифом или без него.

Сарафан  в XIX в. был основной одеждой  русской крестьянки, которую она носила и в будни и в праздники, на работе и дома.

Сарафаны шили из белого холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки и покупных тканей: китайки, узорного ситца, шёлка, парчи. Украшали их вышивкой, лентами, полосками ситца,  гарусом, галуном, бахромой [1.c.26].

Первые сарафаны поступили в музей в 1913 году, они были куплены в д.Костино и д.Митрошино Сарапульского уезда. Сарафан купленный в д.Митрошино сшит из китайки лилового цвета. Китайка – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Тип – косоклинный, праздничный.

Основной признак косоклинного сарафана – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.

В боковые швы справа и слева вшиты верёвки длиной примерно 25-30 сантиметров. По всей ширине спинки пришита позументная лента, которая переходит на «лягушку» и  переходит до середины лямок. Внутри сарафана пришит холст полностью повторяющий крой сарафана.

Второй сарафан из д.Костино тёмно-синего цвета. Тип – косоклинный.  Внутри сарафана второй слой ткани  только спереди, сверху и почти до низа сарафана, с подоплёкой. Впереди разрез на груди с 5-ю пуговицами.

Следующие три сарафана поступили в 1915 году. Сарафан коленкоровый, зелёный. Коленкор - ткань сильно накрахмаленная или обработана специальным составом. Внутри сарафана пришит синий холст полностью повторяющий крой сарафана. Тип – косоклинный.

Второй сарафан холщёвый. Тип – косоклинный. Без подоплёки. Изнутри для формы пришита плотная ткань. Последний – чёрного цвета. Тип – косоклинный. Внутри сарафана второй слой ткани с набойкой и разрезом на груди.

Следующие поступления 1990-х гг. Сарафаны из г.Сарапул, из Малмыжского района Кировской области, по-одному из Пермской и Смоленской губерний. 

Пестрядинный сарафан красного цвета с нитями чёрного и жёлтого цветов. Спереди в середине имеется разрез около 15 сантиметров, застёгивающийся на металлический крючок. Тип – круглый. Сверху окантован черной тканью. В нижней части два полосы желтых полос из ткани. Спинка со множеством плотных мелких складок.

Ситцевый сарафан  розового цвета с растительным орнаментом. Тип – круглый. Спереди в середине разрез примерно 15 сантиметров. В нижней части сарафана пришита чёрная тесьма в один ряд. Спинка со множеством плотных мелких складок.

С XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни и города. В России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными. Город Сарапул не исключение. Вполне вероятно, что ситец был куплен в торговой лавке одного из купцов.

      Сарафаны находящиеся в коллекции МБУК «Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»  конца XIX – начала XX века тяготеют к северосреднерусскому типу и сохраняют черты Новгородской, Архангельской и Вятской губерний.

          Благодарю директора Сарапульского – архитектурного и художественного музея-заповедника Креклину Сабину Валерьевну, Шамтиеву Наталью Васильевну – главного хранителя музея за предоставленную возможность исследовать коллекцию группы «Ткани».

         

Список использованной литературы:

1. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX - начало XX в.). Определитель. М.:Изд-во: «Советская Россия», 1971. 364 с.

 2.Официальный сайт Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. URL:http:// museumsarapul.ru

 (дата обращения 30.06.2019)

3.Ратникова О.П. Русская одежда в этнографическом собрании музея истории и культуры Среднего Прикамья / О.П.Ратникова / Русские в Прикамье: Материалы всероссийской научно-практической конференции (22-23 марта 2018 г., г.Сарапул): Сборник статей. Ижевск-Сарапул, 2018. – 302 с.: ил.

 


Специалист

Старший научный сотрудник

  8(3412) 970-756